Города Московской области — Коломна

Коломна

Город расположен у впадения реки Москвы в Оку, в 114 км (по железной дороге) к югу от Москвы.

Коломна — город в России, город областного подчинения и одновременно административный центр Коломенского района Московской области, речной порт.
Город впервые был упомянут в Лаврентьевской летописи в 1177 году, что делает его одним из старейших городов России. В городе сохранился выдающийся памятник русского зодчества — Коломенский кремль, являющийся одним из крупнейших оборонительных сооружений подобного типа, расположенных на территории Московской области.
По территории города протекает несколько рек, наиболее крупные из которых Ока, Москва, Коломенка. Примечательно, что 101 км, на котором могли селиться граждане, которым нет хода в Москву, приходился в царское время именно на Коломну.
В наши дни Коломна — один из крупнейших промышленных и научных центров Московской области. Важнейшим предприятием является Коломенский тепловозостроительный завод (производство дизелей, колёсных пар, магистральных тепловозов, экспериментальное изготовление электровозов); имеются также заводы тяжелого станкостроения, текстильного машиностроения. Цементный, шиноремонтный, резинотехнический, канатный и железобетонный заводы, домостроительный комбинат, швейная фабрика. Пищевая промышленность (опытный мясокомбинат, кондитерская фабрика). Типография.

Образование в Коломне представлют Коломенский институт МГОУ, Коломенский государственный педагогический институт, филиал Военного артиллерийского университета, филиал Московской академии и права, институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов Минсельхоза России, Духовная семинария, медицинское и музыкальное училища, машиностроительный и аграрный колледжи.

В Коломне — Тепловозный НИИ, НИИ механизации и техники полива.

Коломна — самый благоустроенный город Московской области (2006)

Экономика
Коломна — крупный промышленный центр Московской области. В городе зарегистрировано более 2200 предприятий и организаций различных форм собственности. В сфере экономики трудится свыше 53 тысяч человек, или приблизительно 36 % от общего числа населения города (по данным Госкомстата России за 2003 год[12]). Предприятия города производят дизели, магистральные тепловозы ТЭП70 (Коломенский тепловозостроительный завод им. В. В. Куйбышева), металлорежущие и деревообрабатывающие станки, сборные железобетонные конструкции и детали (завод тяжёлого станкостроения), цемент (Щуровский цементный завод), канаты (ОАО «Канат»), фасадные краски (ООО «Полифан-Л»).

Потребности населения города в продовольственных и промышленных товарах удовлетворяют ОАО «Коломнахлебпром», ОАО «Коломенский хладокомбинат», ОАО «Коломчаночка» (макаронные и кондитерские изделия), ЗАО Пчеловодный Комбинат «Коломенский», кондитерское производство московской фабрики «Красный Октябрь», ЗАО «Тополис», а также ОАО «Мебельщик» (корпусная мебель) и ОАО «Валерия» (швейные изделия).

В сфере потребительского рынка занято 4,7 тыс. человек, функционирует свыше 500 торговых предприятий (Торговые сети: ЗАО «Продтовары», «Дикси», «Самохвал» и т. п.), более 60 предприятий общественного питания, и более 600 предприятий мелкорозничной сети и 5 рынков.

Банковская система Коломны включает несколько представительств банков. Наиболее разветвленую сеть имеет Среднерусский банк Сбербанка России. Кроме того, в Коломне имеют свои представительства и филиалы Банк Москвы, Возрождение, Российский капитал и другие.


История города

Город Коломна впервые упоминается в 1177 (6685) в Лаврентьевской летописи как пограничный пост Рязанского княжества и торгово-ремесленный центр.

Когда во второй четверти XII века Киевская Русь окончательно распалась и образовались самостоятельные княжества и земли, на территории современного Подмосковья пытались закрепиться сразу несколько соперничавших княжеств. Для закрепления низовий Москвы-реки и прилегающего течения Оки рязанские князья построили города Ростиславль (упомянут в 1153 г.) и Коломну.

1177 год — условная дата, так как город упомянут как существовавший. Предположить точную дату основания города помогают найденные при раскопках вещи, которые хорошо датируются. Выяснилось, что самые древние городские находки датируются серединой XII в., то есть интервалом между 1140 и 1160-м годами. Таким образом, город до своего попадания в историческую хронику существовал уже около четверти столетия.

В конце XII—XIII вв. Коломна была центром удела в составе Рязанского княжества.
В 1301 году Коломну захватил московский князь Даниил Александрович, успешно вмешавшийся в противоборство рязанских князей. Это была первая территория, присоединённая к Москве. В 1340 Иван Калита завещал Коломну сыну своему, Симеону. В 1358 город отошёл к Дмитрию Ивановичу; во время его правления Коломна стала значительным торговым центром. В середине XIV в. была учреждена коломенская епархия; коломенские епископы пользовались расположением московских князей. В 1385 Коломну неожиданно захватил рязанский князь Олег Рязанский. Город был возвращён Москве лишь через несколько лет, при содействии Сергия Радонежского.
На рубеже XIV и XV веков Коломна — самый богатый после Москвы город Московского княжества. «Сей город сделался истиной столицей великого княжения и многолюдной и шумной» — описывает историк Н. М. Карамзин Коломну 1433 года. В это время в ней жил Василий II, получивший звание князя коломенского, сосланный из Москвы в результате борьбы за великокняжеский престол удельным князем звенигородским Юрием. Коломна служила центром объединённых сил, сочувствовавших великому князю в его политике «собирания Руси». Многие жители покинули Москву, отказавшись служить князю Юрию, и направились в Коломну. Улицы Коломны были запружены подводами, город на некоторое время превратился как бы в столицу Руси почти со всем административно-хозяйственным и политическим штатом.
В 1525—1531 годах был сооружён мощный каменный кремль, после чего стратегическое значение Коломны возросло (до этого город обладал лишь непрочными деревянными укреплениями). Кроме строительства каменных стен, на территории кремля были размещены гуляй-башни, которые встраивались в стену в случае её разрушения. После строительства каменных стен, врагам ни разу не удавалось взять приступом Коломенский кремль.
С 13 по 17 мая 1722, держа дорогу на Астрахань, в Коломне побывал Пётр I. Спустя год в городе была основана духовная семинария, а в 1730 был опубликован первый герб Коломны. К 1775 относится пребывание Екатерины II в городе, и вскоре (в 1778) в Коломну был послан архитектор М. Ф. Казаков для составления генерального плана города, который был утверждён 16 мая 1784. В 1781 Коломна стала уездным городом Московской губернии. В 1862 году соединена железной дорогой с Москвой, что явилось толчком к развитию промышленности в Коломне: 1863 стал годом основания коломенских паровозостроительного и машиностроительного заводов. Паровозостроительный завод образовался из мастерских, предназначенных для сооружения железнодорожного моста через Оку. В том же году Коломна обрела земскую больницу; в 1864 был открыт мост через Оку, таким образом железнодорожное сообщение было продлено до Рязани.

Рабочие коломенских заводов принимали активное участие во всеобщей политической стачке 1905. Советская власть в Коломне провозглашена 26 октября (8 ноября) 1917.

В 1918—1919 большевики в Коломне начали разграбление церковного имущества «на военные нужды». В первую очередь разграблению подверглись монастыри и Успенский собор. В 1924 была закрыта первая церковь — Всех Святых в Боброве. Позднее она была снесена.

В 1929 был закрыт Успенский собор. В 1930 закрыли храмы Старо-Голутвина монастыря «Чтобы бывшие церкви не напоминали о своём начальном предназначении, их лишали главных признаков храма — колокольни и куполов». В 1930-е годы были разрушены колокольни церквей Николы на Посаде, Николы Гостиного, Рождества Христова и других. «Массовое закрытие городских храмов совпало с пиком сталинских репрессий. Поэтому, когда храмы закрывались, причты их подлежали аресту».

За годы Советской власти в результате социалистических преобразований Коломна превратилась в крупный промышленный, научный и культурный центр. В Коломне кроме вышеперечисленных заводов успешно работали мебельная и швейная фабрики, заводы шиноремонтный и резинотехнических изделий, промышленности стройматериалов и пищевая. В Коломне расположены научно-исследовательский тепловозный институт, институт мелиорации и техники полива, педагогический институт, машиностроительный и сельскохозяйственный техникумы, медицинское и музыкальное училища. "Однако Коломна, тем не менее, оставляла безрадостное впечатление при взгляде на громаду запорошенного цементом полуразрушенного Троицкого храма в Щурово, на черные дыры заброшенного архиерейского дома или наглухо заколоченные двери Успенского собора. "
«К началу Великой Отечественной войны на территории города остались только две действующие церкви — Богоявленская в Гончарной слободе и Петропавловская кладбищенская. Последняя закрылась в 1943».

В годы Великой Отечественной войны Коломна стала центром формирования артиллерийских частей и соединений. Кроме того, в городе и окрестностях были созданы стрелковые соединения, отряды народного ополчения и другие части. Все предприятия Коломны, располагавшие станочным оборудованием, наладили выпуск снарядов для самых различных типов орудий. На полях Подмосковья сражались коломенские бронепоезда, которые был построены на машиностроительном заводе и укомплектован рабочими этого завода.

11 апреля 1942 года Постановлением Государственного комитета обороны СCСР создано Специальное конструкторское бюро гладкоствольной артиллерии Наркомата Вооружения. Начальником СКБ назначен был Борис Иванович Шавырин, создатель ряда образцов миномётного и других видов вооружения.

В рядах Советской армии, на флотах, в авиации, в истребительных батальонах и отрядах народного ополчения сражались тысячи коломенцев. Многие из них удостоены высоких наград, а более чем 30 воинам присвоено здание Героя Советского Союза. В битвах за честь, свободу и независимость нашей Родины пали смертью храбрых свыше 10 тысяч коломенцев. Вечная им память.

В восстановлении и развитии промышленности, строительства и культуры с 1945 Коломна достигла больших успехов. Были восстановлены и возобновили свою работу все промышленные предприятия города. Весной 1948 года заложен парк Коломзавода, получивший название парка Мира. На площади 30 га высажены тысячи деревьев и кустарников различных пород. Парк является местом отдыха многих жителей.

5 ноября 1948 г. состоялся первый пуск трамвая по линии Коломна-Голутвин протяжённостью 5 км. Ныне трамвай является основным видом транспорта, ходит по 10-ти маршрутам и перевозит в день около 100.000 пассажиров.

В 1953 году в Коломне газифицировано первых 100 квартир, проложено 5 км подземного газопровода. В настоящее время город в основном газифицирован. Кроме жилых домов, экологически чистый вид топлива получили многие промышленные и бытовые предприятия. Коломна ежегодно потребляет около 400 млн м³ газа.

1 октября 1959 года в Коломну из Москвы пришла первая электричка, заменившая паровозную тягу.

Начиная с 60-х годов ХХ века Коломна становится городом-новостройкой. С 1961 года в городе начинается строительство многоэтажных крупнопанельных жилых домов с введенного в действие Коломенского домостроительного комбината. Шаг строительства жилых домов составлял 40-50 тысяч м² жилья. Кроме жилья в городе строились объекты социально-культурной сферы. Появился новый комплекс зданий сельскохозяйственного техникума, музыкального училища, дворец культуры и спорта с искусственной ледяной дорожкой, кинотеатры «Восток», «Горизонт», «Русь» и многие другие объекты.

4 июля 1977 года Коломна награждена орденом Октябрьской Революции — согласно тексту Указа Президиума Верховного Совета СССР, за большие успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, отмечая заслуги в революционном движении и в связи с 800-летием со дня основания.

Официальные представительства

http://www.kolomnagrad.ru/

http://www.kolomna.ru/

http://www.kolomnaonline.ru/

Предприятий на портале: 47

Направление

Юг

От МКАД

114км

Через Коломну проходит железнодорожная линия Москва (Казанский вокзал) — Рязань Московской железной дороги, на которой в черте города расположены четыре крупные железнодорожные станции «Голутвин», «Щурово», «Коломна» и «Бочманово», а также платформа «6 км.».
Город расположен на федеральной трассе автомагистраль М5 «Урал» (отметка 102 км.).

Города Московской области

Если вы хотите добавить информацию о своем городе - присылайте ее на нашу электронную почту: info@podmoskovje.ru. Можете присылать новости, пресс-релизы по вашему краю. При этом Администрация портала публикует ссылки на официальные сайты/порталы всех городов Подмосковья и контакты всех частных лиц, кто откликнется в поддержку проекта Podmoskovje.ru.