Город Лобня образован в 1961 году, в 1975 году городу был присвоен статус "город областного подчинения".
Город Лобня расположен в 12 км от Московской кольцевой автодороги между Дмитровским и Ленинградским шоссе. Общая площадь города составляет 2621 га. Население-63,5 тыс. человек. Город расположен в Лесопарковой зоне Подмосковья, в ближайшем окружении имеются живописные озера и пруды.
Удобство для населения создает наличие железнодорожной станции Лобня, широкой сети автобусного сообщения и доступность станций Московского метро "Тимирязевская", "Савеловская", "Алтуфьево".
Отличительной особенностью города Лобни является его близость к аэропорту Шереметьево. Более 12 тысяч жителей города трудятся в различных структурах Международного Аэропорта Шереметьево и в крупнейшей авиакомпании "Аэрофлот. Российские Авиалинии".
Экономика города представлена предприятиями, входящими в отрасли специализации Московской области: машиностроение, текстильная промышленность, промышленность строительных материалов.Это: ЗАО "Лобненский завод строительного фарфора", ЗАО "Мосэлектромаш", ЗАО Краснополянский керамический завод, ООО "ХПФ "Красная Поляна", ООО "Окна-Плюс", ООО ПК "Металлпрофиль" , ООО ТСФ "Спецатомконтакт 2", а также ОАО "Звезда", ООО НПП "Камелия". В 2001 году открыты новые производства: ЗАО Лобненский завод растительных масел", ООО "Юниопласт" по производству полимерных материалов, ООО ПТК "Формолайн" по производству одноразовой посуды и др.
На окраине города расположены предприятия Министерства путей сообщения: Локомотивное депо Лобня, Путевая машинная станция-76, ГУП Лобненская дистанция электроснабжения Московско-Смоленского отделения железной дороги.
Ко всем крупным промышленным предприятиям подходят железнодорожные ветки, которые способствуют оперативности в работе.
Видное место занимает ОАО "Терминал-Премьер". Это предприятие оказывает складские, транспортно-экспедиторские и услуги по растаможиванию грузов, оно обустроено современной системой с механизированной укладкой и транспортировкой грузов.
Обеспечение населения продовольственными и промышленными товарами осуществляется разветвленной сетью оптовых и мелкооптовых предприятий торговли, что позволяет торговой сети города иметь достаточное количество и широкий ассортимент товаров.
С 2000 года в городе Лобня действует Торгово-Промышленная Палата работающая над созданием благоприятного климата для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Разработана городская "Программа развития и поддержки малого предпринимательства в городе Лобня Московской области на 2002-2004 г.г.".
Основными строительными организациями города являются: СФГ "Азиндор", ООО "Строй-ТЭС", ООО "Регионинвестстрой", АО "Лобненская общегородская строительная компания". Эти организации ведут строительство жилых домов и объектов производственного назначения, а также осуществляют ремонтно-строительные работы. Несмотря на сложность экономической ситуации, дефицит городского бюджета, Администрация города изыскивает возможность вести работы по жилищной застройке города. За 2001 год введено в эксплуатацию более 17 тыс.кв.м многоквартирного и индивидуального жилья. Строительство в основном ведется за счет средств строительных организаций (86%).
Завершается застройка Центральной части города с квартирами улучшенной планировки. В 2003 году преобразилась привокзальная площадь. Построен новый галерейный пешеходный мост через железнодорожные пути на станции Лобня. Пущен в эксплуатацию многофункциональный спортивный комплекс. Открыл свои двери новый Дворец бракосочетаний. Завершилась реконструкция стадиона "Москвич".
В городе Лобня находится Всероссийский научно-исследовательский институт кормов им. В.Р.Вильямса. Для проведения работ и апробации завершенных исследований институт имеет необходимую научно-производственную базу (фитотрон, 10 опытных станций и хозяйств с общей земельной площадью свыше 30 тыс. га сельскохозяйственных угодий).
Культурная жизнь города сосредоточена в Культурно-досуговом центре "Чайка" и парке Культуры и Отдыха. На сцене театра "Камерная сцена" каждую весну проходит Молодежный Театральный фестиваль "Русская классика", ежегодно в репертуаре 3-4 премьеры. Большой любовью у детей пользуется театр "Люди и куклы". В городе имеются 13 детских садов на 2000 мест и 10 школ на 8420 учащихся, 7 библиотек, техникум строительной индустрии и предпринимательства, Институт права, экономики и производства.
Здравоохранение города представлено широкой сетью медицинских учреждений, ведущую роль среди которых играют Лобненская Центральная городская больница, детская и стоматологическая поликлиники.
У города Лобня прекрасное будущее.
История города
История края началась более 6000 лет назад, задолго до прихода сюда славян, считающихся ныне коренными обитателями края. Разнообразие природных ландшафтов, разветвленная речная сеть, небольшие озера, оставшиеся от ледниковой эпохи, лесные массивы и открытые пространства с возвышенностями, богатый животный мир издавна привлекали сюда людей. Традиционно считается, что первые обитатель появились здесь в конце каменного века, в IV тысячелетии до н.э. Это были неолитические племена льяловской археологической культуры...Лобненская земля - свидетельница многовековой русской истории, теснейшими узами связанная с историей Москвы. В 14-17 в.в. история края переплетается с процессами усиления Московского княжества и становления Российского государства. Именно в это время возникло большинство сел и деревень вокруг Лобни, что следует из их упоминаний в актах государственного межевания вотчинных и царских земель.
Самой древней частью Лобни является Киово (Киёво). Его история насчитывает уже 5 веков.
Первым документом о нем считают Духовную грамоту князя Ивана Юрьевича Патрикеева (правнука Дмитрия Донского), написанную им в 90-е годы XV века. Киово уже в то время было селом.
На протяжении столетий селения в основном были небольшими, а при переписи крестьян учитывалось только мужское население, которое несло все феодальные повинности. Лишь в XVIII веке стало регистрироватья и женское население.
Вплоть до конца века крестьяне имели право перехода в Юрьев день, поздней осенью, от одного феодала к другому, т.е. еще не были полностью закрепощены. Такое положение крестьян повлияло на характер поселений, состоявших из одного-двух дворов. Так как крестьяне обладали правом передвижения, то деревни не могли разрастаться и часто переставали существовать после перехода того или иного крестьянина к другому феодалу. Вот почему в документах - веков встечается упоминание о многих "пустошах".
В 1623 году царь Михаил Романов отдает пустошь на суходоле Киёва братьям И. и Г. Борняковым. Новые владельцы, в отличие от их предшественников, не принадлежали к числу знатных фамилий своего времени. В Дворцовых разрядах упоминается Г.И. Борняков, назначенный в 1646 году в товарищи к своему зятю Б.М. Хитрово, служившему полковым воеводою.
Усилиями братьев пустошь Киово была заселена и превращена в небольшое богатое сельцо. При них в Киове значится помещичий двор, три двора крестьянских и один двор задворного человека, а проживает всего десять человек.
В 1649 году царь Михаил Федорович разрешил продать Киово из поместного Приказа в вотчину Г.И. Борнякову, от которого в 1658 году оно перешло к Б.М. Хитрово.
Богдан Матвеевич Хитрово был богатым и видным государственным и общественным деятелем. В 1667 году он получает сан боярина и удостаивается чести сидеть на посольских приемах возле царя. Именно в этот особенно благоприятный для него год Хитрово занимается благоустройством Киова. Была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного.
Киово становится селом и получает название Киово-Спасское. Если учесть, что Хитрово был одним из богатейших людей своего времени, а в его ведении находились лучшие мастера и живописцы Московского государства, можно предположить, что церковь в Киове отличалась красотой и богатством. В 1678 году в селе располагались двор боярский, а на дворе и около двора живут служилые кабальные люди, да в том же селе задворных людей 16 человек, да на скотном дворе 4 человека.
После смерти Б.М. Хитрово в 1680 году село Киово-Спасское "на пруде" перешло к его жене, боярыне Марье Ивановне, в руках которой оно не задержалось.
Самой древней из частей города Лобни является Киево, ему уже 5 веков. Первым документом о Киево считают духовную грамоту князя И.Ю. Патрикеева (90-е годы 15 века). Тогда Киево уже было селом.
В 1623 году царь Михаил Романов отдает Киево братьям Борняковым. Строится деревянная церковь. Пустошь вновь стала селом.
В 1680 году село перешло в руки Ивана Максимовича Давыдова. В 1769 году строят кирпичную церковь, сохранившуюся до наших дней.
В начале 19 века селом владели графы: Салтыков, Орлов, Панин.
После отмены крепостного права село разрастается. Многие крестьяне отходят от земледелия и работают на ткацкой фабрике в сельце Поляны.
В начале 20 века открывается земское училище, через Киево проходит Савеловская железная дорога. Недалеко от села возникла железнодорожная станция Лобня.
Следующим по возрасту населенным пунктом была деревня Букино. В 1850 году на этом месте, в мелколесье, появились староверы, изгнанные из Москвы и скрывавшиеся от царя. Жили они сначала в землянках, потом построил деревянные дома. В середине 50 годов ХХ века на месте деревни построили военный городок. Теперь здесь высокие многоэтажные дома, а микрорайон сохранил прежнее название.
В 1897 году фабриканты Крестовниковы начали строить в березовом лесу дачу (ныне микрорайон Восточный) Начали появляться жители, дома, постоялые дворы, так образовалась деревня Лобня.
В 1902 году рядом с деревней прошла Савелевская железная дорога, появилась станция. Стал формироваться поселок. В 1918 году в поселке был организован 1-й волостной совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Он объединил три воласти: Озерецкую, Марфинскую и Троице-Сельцовскую.
Место, именуемое с 1919 года - Красной поляной до 1835 года было пустошью, окруженной лесом. Рядом протекала речка Альба, впадавшая в Клязьму. Земля принадлежала Нарышкиным, потомкам Петра 1. Эти земли взял в аренду купец Крестовников. В 1848 году он организовал здесь шерсте-отделочное производство, а потом бумагопрядильную фабрику. Были построены казармы для рабочих. Так возникло село Поляны.
На фабрике появляются машины, электричество.
В 1913 году было начато, а при советской власти закончено строительство электростанции. Фабрика приносила огромные доходы, но фабрикант не построил даже школы, и дети ходили в Пучки, где был один учитель. Зато фабриканты построили в Катюшках женский монастырь. Монастырь был и после революции. В 1923 году там произошел пожар, был обнаружен склад продовольствия и боеприпасов. Там оказался белогвардейский штаб.
Лобненская земля, политая кровью защитников Москвы и местных жителей, священна. Здесь 6 декабря 1941 года был остановлен враг. В 70-е и 80-с годы на памятных местах в Лобне были установлены памятники, обелиски, мемориальные доски и плиты, увековечивающие память павших воинов.
В середине ноября 1941 г. определились частные оперативные направления рвущихся к Москве гитлеровских войск. Одним из них было Клинское направление, выводившее в обход Москвы с севера на Дмитров и Загорск, в тыл частей Западного фронта. Наличие двух шоссейных дорог, идущих в сторону советской столицы, обеспечивало врагу удобные пути для действия подвижных соединений из района Клин - Рогачево.
28 ноября 1-я и 2-я танковые, 23-я пехотная фашистские дивизии наступали вдоль Рогачевского шоссе в сторону Лобни. Оборону по линии Озерецкое - Мышецкое - Владычино - Красная Поляна - Катюшки - Киово держали части 2-й Московской стрелковой дивизии 60-й армии Московской зоны обороны.
В крупном населенном пункте Рогачево заранее подготовленный на протяжении 16 км рубеж обороны заняли Особый батальон Военного совета МВО, несколько подразделений Московской зоны обороны и Дмитровский истребительный батальон. Сил было мало, на 1 км фронта приходилось 60 винтовок, 7 станковых и 3 ручных пулемета и 1 орудие. Несмотря на это, советские воины стойко и мужественно отражали вражеские атаки.
Особенно жестокими и кровопролитными были бои у развилки Краснополянского и Рогачевского шоссе близ с. Горки. 28 пулеметчиков 438-го стрелкового полка под командованием лейтенанта Н. А. Бойко и младшего политрука Л. Е. Женевского в течение пяти часов отражали вражеские атаки.
На горстку оставшихся в строю советских воинов гитлеровцы бросили пять танков. В ход пошли последние гранаты, и три фашистских танка были подбиты. Атаки врага выдохлись в тот момент, когда пал последний защитник позиции. Герои погибли, но не пропустили гитлеровцев к Москве. Именами героев-пулеметчиков названы улицы в Красной Поляне, ныне ставшей одним из районов г. Лобни.
Героически сражались и две другие роты 438-го полка. Не удалось также фашистам пробиться в районе Красной Поляны и Мышецкого.
1 декабря 1941 г. на развилке Рогачевского шоссе близ д. Киово - провалилась последняя попытка немецко-фашистских войск прорвать нашу оборону.
Позиции там удерживали артиллеристы 13-й батареи 864-го зенитного артиллерийского полка под командой военного техника 2-го ранга И. В. Жаворонкова. Два 85-миллиметровых орудия этой батареи, расположенные по сторонам Рогачевского шоссе, в жестоком и кровопролитном бою одну за другой отражали атаки гитлеровцев, уничтожив шесть танков и сотни фашистов.
2 декабря советские войска в районе Рогачевского шоссе нанесли контрудар по фашистским захватчикам. В результате попытка врага прорваться к советской столице по Рогачевскому шоссе была сорвана окончательно.
5 декабря Калининский фронт перешел в наступление. После того как правое крыло Западного фронта разгромило врага в районе Рогачево - Солнечногорск и заняло Клин, войска Калининского фронта 16 декабря 1941 г. освободили г. Калинин.
В память о боях на Рогачевском шоссе получил свое название один из московских переулков, расположенный в Тимирязевском районе. На развилке Рогачевского и Краснополянского шоссе сооружен мемориал - зенитное орудие на бетонном постаменте.
Лобня является городом областного подчинения, расположенным в 27 км на северо-западе от Москвы.
Благоприятной экономико-географической чертой является положение в столичной области. Город находится в узле транспортных путей Московско-Савеловской железной дороги, Рогачевским, Дмитровским и Ленинградским шоссе, рядом с Лобней находятся аэропорт Шереметьево и канал имени Москвы.
Исторически город образован из нескольких населенных пунктов (рабочие поселки Лобня и Красная Поляна, село Киово, деревни Пучки, Горка, Букино, Горки Киовские, Катюшки, Нестериха), объединившиеся в разные годы.
18 декабря 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Лобня был преобразован в город. 14 марта 1975 года Лобня стал городом областного подчинения с населением в 47400 человек. В 1976 году городу был административно подчинен дачный поселок Луговая.